Введение

 На данной странице ниже представлен раздел  книги  Рабчевской О.В.  «Мир, рожденный из пустоты», в которой  автор предпринял первую попытку понять, как устроена Вселенная.

 

      Мир, рожденный из пустоты.

Проблемы физического строения материи

   Рабчевская О.В.    

    

ВВЕДЕНИЕ

Физиков давно интересует проблема пустоты. Вакуум! Ведь это не просто ничто, а это нечто, которое себя постоянно проявляет. В своих экспериментах физики сталкиваются с все новыми формами проявления свойств вакуума, которые не укладываются в ранее существующие представления о его природе. Создаются новые модели вакуума, которые, зачастую, отвергаются. Но мы забыли, что окружающий нас мир и его физические свойства познаются нашим сознанием, а сознание человека – это способность отражать свойства внешнего мира своим организмом, как физическим аппаратом, сформированным в процессе эволюции материи. Следовательно, познание человеком свойств мира, в том числе и физических, является субъективным в том смысле, что зависит от специфики человеческого сознания, как отражающей системы.

Таким образом, все знания человека, в том числе и научные, имеют некоторые рамки, определяемые строением отражающих систем человека, и, в первую очередь, строением его нервной системы. Человек расширил эти рамки за счет использования различных измерительных приборов и приспособлений, но и измерительные приборы, как физические объекты, не способны отражать все свойства внешнего мира. И дело не только в точности приборов. Для того, чтобы прибор показал какие-то изменения, происходящие во внешнем мире, необходимо, чтобы под воздействием этих изменений произошли изменения в состоянии прибора. И в этом смысле любой прибор тоже имеет границы возможностей.

Таким образом, любая физическая система может отражать только те воздействия, которые вызывают изменения ее состояния, а изменения состояния системы вызываются физическими взаимодействиями. Современному человеку известны четыре фундаментальных физических взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное. Но все ли эти воздействия способны вызывать изменения в отражающей системе? И, чтобы разобраться с этим вопросом, надо понять, как происходят эти взаимодействия. Мало того, эти взаимодействия передаются через пустоту пространства Вселенной, то есть, через вакуум. Следовательно, прежде всего, надо создать более или менее приемлемую модель вакуума, которая не противоречит наблюдаемым физическим явлениям. Но, создавая эту модель, нужно помнить, что модели создает человек, обладающий своим собственным аппаратом познания, и, что в процессе исторического развития уровень знаний человека возрастает.

Сначала человек представлял Землю в виде плоского круга, позже человек понял, что Земля – это шар. И каждый новый этап в познании человеком свойств мира сопровождался борьбой старых привычных взглядов и моделей с новыми, не понятными, а порой, и кажущимися бредовыми идеями. А потом оказывалось, что Земля все-таки вертится, и позитрон, действительно, существует, а электрон оказался способным к интерференции. Не повезло эфиру. Его никак невозможно обнаружить. Невозможно обнаружить и кварки. Но, может, дело не в том, что их нет, а в том, что они лично не могут изменить состояние приборов, а могут это сделать либо косвенным образом, либо только находясь в определенной компании с более «яркими личностями». И в этом случае человек должен объяснить, по какой причине невозможно обнаружить те или иные объекты или явления.

И тот же эфир. Что бы нас ни поняли неправильно, сразу скажем, что мы не хотим доказывать существование эфира в том виде, в котором его понимали физики прошлых столетий. Мы полагаем, что, в принципе, эфир – это состояние вакуума, которое себя постоянно проявляет, но эти проявления не доказывают факта существования эфира, как среды, передающей колебания, и не доказывают по той причине, что эту среду невозможно обнаружить никакими приборами. В такой ситуации проще всего сказать, что эфира не существует, тем более, что найдено математическое уравнение, которое полностью удовлетворяет наблюдаемым явлениям. Но ведь математическое уравнение – это только модель реального процесса. Реальный процесс не может быть адекватен математическому уравнению, поэтому вопрос о том, что же все-таки колеблется, не потерял смысла и значения. Это видно по тем дискуссиям, которые проходили в научной литературе по поводу поведения фотона в эксперименте. Ведь фотон, движущийся в просторах космоса – это то же самое электромагнитное колебание.

И, именно, фотон заставил физиков изрядно поволноваться. Почти целое столетие бьются физики над «сумасшедшей» загадкой, которая не дает им покоя. Более ста лет назад: «…Макс Планк предположил…, …что электромагнитная энергия излучается определенными порциями – квантами. Основываясь на этом, казалось бы, простом предположении, ученые создали теорию, до настоящего времени наиболее успешную за всю историю науки…» [1 c.71]. Теория получила название квантовой механики. Квантовая механика объясняла множество явлений, но она же принесла с собой множество проблем. Кванты света оказались одновременно и частицами, и волнами. Проблемы квантовой механики этим не ограничивались, и их набралось столько, что сам Эйнштейн хотел доказать «абсурдность» квантовой теории. В цитируемой нами статье автор Джон Хорган приводит слова Эйнштейна: «…если квантовая механика права, то мир сошел с ума…» [1 c.72].

В этой же статье приводится краткое описание эксперимента, когда фотон расщепляется на два дочерних фотона, которые направляются затем к дифракционным решеткам. Дочерние фотоны в дальнейшем не встречаются друг с другом, но, если перекрыть путь одной из групп одного дочернего фотона, то интерференционная картина исчезает и у второго дочернего фотона [1 с. 74]. То есть, получается, что воздействие на один из дочерних фотонов, становится, как бы, известным второму дочернему фотону [1 c. 74]. Такое поведение двух дочерних фотонов привело экспериментаторов в замешательство. И далее Джон Хорган пишет: «Вполне может случиться, что твердолобый реалист отклонит все описанные выше эксперименты, поскольку они имеют дело со светом – этой квинтэссенцией неуловимости. Но электроны, нейтроны протоны и даже целые атомы – вещество, из которого состоят наши тела, – также проявляют «патологическое» поведение» [1 c. 77]. И далее приводятся сведения о том, что и электроны, и другие частицы показали в экспериментах способность интерферировать.

Эти и подобные эксперименты заставляют физиков создавать и разрабатывать разные теории, которые смогли бы объяснить такое странное поведение фотонов. Это и гипотеза множественности миров, которую предложил Эверетт из Принстона, это и концепция множественности умов, это, в конце концов, идея Уилера из Принстонского университета, которая известна под названием «все – от бита» [1 с. 79 – 80]. Отметим, что такое странное поведение фотон выказывает только в случае, если мы наблюдаем над ним, что приводит физиков к мысли о связи фотона с сознанием человека. Следовательно, еще рано ставить точку на этом вопросе, то есть, вопрос о том, что же все-таки колеблется, не потерял смысла и значения.

Но просим физиков не волноваться. Мы не хотим разрушать до основания старый мир. Речь просто идет о субъективности нашего восприятия внешнего мира, то есть, специфика человеческого сознания накладывает шоры на наше восприятие внешнего мира. Мы, просыпаясь утром, видим перед собой разные предметы, ночью в темноте мы больно ударяемся о стул, оставленный младшим братом посреди комнаты. Мы привыкли воспринимать окружающие предметы, как занимающие определенный объем и обладающие определенными свойствами: твердостью, цветом, запахом…. Но мы ведь знаем, что реальное пространство, практически, пусто. Пусто внутри Земли, пусто на столе в том месте, где лежит жареный цыпленок. Кругом нас одна пустота. Но в одном месте пустота – это вакуум, в другом месте пустота – это препятствие нашему перемещению в пространстве. Почему же одна пустота не оказывает сопротивления нашему движению, а другая – оказывает?

Тут можно сказать: «Голубчик, что ты ахинею несешь! Как можно говорить, что атом – это пустота. Плотность материи в атоме очень высока, она несравненно выше плотности материи Вселенной, а ты сравниваешь ее с плотностью вакуума….». А мы в ответ: «Дорогуша, какая бы ни была плотность материи в атоме, размеры его составляющих частей несоизмеримо малы по сравнению с размерами самого атома. И очень даже сомнительно, что сами эти составляющие частицы имеют вид маленьких твердых штучек: то ли шариков, то ли камушков. Не исключены, что эти частицы так же пусты, как и наша Земля. Следовательно, мы не проваливаемся сквозь Землю не потому, что плотность материи Земли имеет какое-то значение, а по какой то другой причине. И эта другая причина в том, что между нами и Землей существует взаимодействие, которое и не позволяет нам просочиться в Америку прямиком сквозь Землю, несмотря на то, что под нашими ногами, практически, пустое пространство. И нам интересно, за счет чего мы не проваливаемся в эту дыру, а опираемся о поверхность, которой, практически, нет. Ведь сама Земля – это пустой, или почти пустой шар».

«Тогда, при чем здесь вакуум?», – спросит читатель.

– А вакуум – это тоже пустота, но такая пустота, через которую мы проваливаемся.

– И что? Только в этом разница?

– Конечно, не только в этом.

– А в чем?

Именно это нас и интересует. То есть, нас интересуют взаимодействия и вакуум, как среда, обеспечивающая эти взаимодействия. Нас интересует, какие взаимодействия могут отражаться материальными системами, и в каком виде. И нас интересует, как происходят эти взаимодействия и что обеспечивает возможность осуществления этих взаимодействий.

Мир познается человеком, как системой, являющейся неотъемлемой частью этого мира. Все, что мы знаем о внешнем мире, вся информация о нем поступает к нам за счет того, что внешний мир воздействует на наши органы чувств. Если произошло такое воздействие, то в организме человека в ответ на него происходят какие-то изменения, по которым мы и судим о характере воздействия. В результате воздействия изменяется не только состояние человека, но и состояние воздействующего объекта. А поскольку изменения происходят и в человеке, и в воздействующем на него объекте, то говорят, что объекты взаимодействуют друг с другом. Философы говорят, что изменения, происходящие в организме или системе в результате воздействия со стороны внешнего объекта, есть отражение организмом или системой этого внешнего объекта. Отметим, что объект, в котором происходят изменения в результате внешних воздействий, называется отражающей системой, или субъектом. Свойством отражения обладает вся материя, и, в частности, любая элементарная частица. Так, например, если на атом оказано воздействие со стороны внешнего объекта, то в нем, прежде всего, происходит изменение состояния его внешнего электрона, то есть, электрона, находящегося на внешней электронной оболочке атома.

Нас интересует сознание человека. И естественно, что состояние человека и его сознание зависят от того, что происходит в человеке, в его организме и в его нервной системе в результате воздействия на него объектов внешнего мира. Сознание, по определению теории отражения, – это высшая форма отражения, присущая человеку. Внешний мир воздействует на человека через его органы чувств. Человек видит, слышит, осязает, чувствует температуру и т. п. И все это благодаря тому, что атомы, из которых состоит организм человека, обладают свойством отражения.

Таким образом, нас интересуют, прежде всего, взаимодействия и то, как они отражаются в живых и неживых системах. Изменения внутреннего состояния отражающей системы в ответ на внешнее воздействие, то есть, отражение, мы будем называть реакцией, а иногда и поведением. Заметим, что изменение внутреннего состояния может быть вызвано или внешним воздействием или чем-то, происходящим внутри самой системы. Поэтому любое действие, мысленное или физическое – это реакция на какое-то внешнее или внутреннее воздействие. И в этом смысле любые системы любого уровня равнозначны. Таким образом, поведение или реакция – это ответ системы на внешнее воздействие или на изменение своего внутреннего состояния.

Уровень реакции зависит от «знаний» системы. Мы имеем в виду, что каждая система может отвечать правильно на некоторые воздействия. Простая система может правильно ответить на небольшое число воздействий. Чем сложнее система, тем больше знает она правильных ответов. То есть, каждая система, каждый организм имеет определенный запас «знаний» правильных ответов на какие-то воздействия. Такими знаниями обладают и простейшие системы – элементарные частицы, атомы, молекулы. В процессе эволюции Вселенной материя, грубо говоря, повышала свой уровень знаний, то есть, эволюция материальных систем может быть рассмотрена как процесс накопления знаний ответов и реакций системы на различные воздействия …» [2 c.71]. И тогда ясно, что причиной эволюции должно быть появление ранее не существовавших воздействий. Появилось новое воздействие – появилась необходимость искать на это воздействие ответ. Каждый найденный ответ, в свою очередь, приводит к изменению внешней среды, а изменение внешней среды снова требует от каждой системы поиска нового ответа, что опять-таки приводит к усложнению материи. И так до бесконечности. Первый толчок в изменении состояния среды явится стимулом к процессу изменения и усложнения материи.

А теперь очень важный, фундаментальный вопрос: что заставляет систему искать ответ на неизвестное для нее воздействие? Это вопрос причинности, точнее, мотивации. Ведь мотив – это побудительная причина. А мотивация – это комплекс причин, побудивших систему искать ответ на неизвестное воздействие. Для поведения человека – это само собой разумеющаяся вещь. Если человек поступает так, или иначе, то у него почти всегда есть на то причины. А для простейших систем? Что могло заставить атом искать ответ на неизвестное для него воздействие? Голова у него болеть не может, потому что ее просто нет.

Конечно, на каждом уровне сложности системы причинность поведения различна. У человека – одни причины, у атома – другие. Но наша задача найти нечто общее, определяющее этот поиск ответа и для атома, и для человека. Почему все системы любого уровня развития не хотят погибать, а хотят выжить. В принципе, если вспомнить, что такое естественный отбор, то ответ на этот вопрос ясен. В эволюции выживали те организмы, которые смогли найти верный ответ. Эти организмы, выживая, давали потомство, передавая ему через механизм наследственности приобретенный опыт. Организмы, которые не смогли найти правильного ответа на воздействие, просто погибли и не оставили потомства. То есть, эволюционную линию развития организмов определяли «сильные личности». Таким образом, человек является прямым потомком организмов, которые выходили победителями в борьбе за существование.

И, тем не менее, что-то заставляло организмы бороться за существование. И мы полагаем, что здесь играет роль стресс [3 с.43-45], [4 с.109-110]. У людей стресс – это мобилизация всех сил организма перед неизвестностью. Если человек знает, как поступить в той или иной ситуации, он спокойно реагирует на воздействие. Если человек не уверен в своих силах и не уверен в исходе реакции, у него начинается стрессовое состояние. Стрессовое состояние всегда связано с повышенными энергетическими затратами организма. Организм, как бы, собирает всю свою энергию на встречу с неизвестностью. Именно поэтому мы надеемся найти общее у систем всех уровней в изменении их энергетического состояния, в готовности системы к ответу. Это состояние можно назвать состоянием максимального возбуждения [5 с.36-37]. Оно является как бы «предгибельным» для системы. Если стресс не позволяет ей приспособиться к новым условиям, то система погибает. Если система за счет стрессовой реакции сможет найти верный ответ на воздействие, она выживает, и теперь такое воздействие не будет вызывать у системы стрессового состояния, и организм спокойно, без лишних энергетических затрат избегает гибельного для нее воздействия. Таким образом, стресс способствует отработке новой реакции, позволяющей системе или организму избежать гибели [2 с.60-64] .

Для физических объектов и систем аналогом стресса является состояния максимального возбуждения системы, то есть, ее энергетически перенасыщенное состояние. Примером стрессового состояния на физическом уровне является состояние электрона на внешней оболочке атома. Аналогом приспособительной реакции электрона является испускания им фотона и переход на менее насыщенную энергетическую оболочку атома. Положение электрона на ближней к ядру оболочке соответствует состоянию, которое можно назвать комфортным. Таким образом, состояние комфорта – это состояние минимальной энергетической насыщенности системы, характеризуемое отсутствием стресса.

Попытаемся подвести небольшой итог. Итак, мир един, так как все в нем состоит из одних и тех же элементарных частиц, подчиняющихся единым законам взаимодействия. Второе – любая система находится под воздействием внешней среды. В результате этого воздействия в системе происходят изменения, которые являются ответом системы на внешнее воздействие. Но чтобы понять, какие воздействия вызывают изменения в состоянии отражающей системы, надо знать физическое строение материи. Ведь именно от этого зависит то, как происходит отражение воздействия на физическом уровне.

Или читайте далее страницы из книги «Мир, рожденный из пустоты»:

Глава 1.     Планковский вакуум

Нажмите и читайте:   1.1. Обменные процессы.

Планковский мир

1.4. Первый подход к модели вакуума

1.5. предварительная модель вакуума

 

На сайте также представлены: 

Книга «Вселенная как состояние вакуума»  находится на сайте. Все разделы книги «Вселенная как состояние вакуума»  доступны через ссылки в конце каждой страницы сайта.

Очень коротко о содержании книги: см   Вселенная как состояние колебаний материи плоского вакуума

Краткое содержание книги без формул:  см.  Рождение Вселенной в плоском вакууме

Книгу  «Вселенная как состояние вакуума» можно прочитать и скачать по адресу     https://magru.net/pubs/6861

Книгу  «Мир, рожденный из пустоты»

 

можно прочитать и скачать по адресу

https://magru.net/pubs/7283 -  1 часть,   главы 1 – 5

https://magru.net/pubs/7284     2 часть  -  главы 6 – 8

https://magru.net/pubs/7285      3 часть    - главы   9 – 15

httpss://magru.net/pubs/7287    4 часть    -  главы  16 – 22

httpss://magru.net/pubs/7288    5 часть  - главы  23- 30

httpss://magru.net/pubs/7289    6 часть – главы 31 – 40

 

 

Добавить комментарий