Человек

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕХМЕРНОЙ ФОНОВОЙ КАРТИНЫ СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТА

 

Выше мы пришли к выводу, что сначала у субъекта на базе комплексной картины его состояний зарождается способность к восприятию фоновой картины всего окружающего пространства. Как мы показали выше, зарождение фоновой картины происходило за счет отражения субъектом факта столкновения его тела с массовыми объектами, являющимися препятствиями для его перемещения в пространстве.

 

При этом в филогенезе и в онтогенезе сначала отражается комплексное состояние самого субъекта. Затем это единое комплексное состояние приобретает вид поверхности, на которой появляются разные пятна, состояние которых отличается от общего единого состояния субъекта. Каждое пятно соответствует отражению субъектом факта появления во внешнем пространстве массового объекта определенной значимости.  В процессе жизнедеятельности субъекта на комплексной картине его состояний появляется все большее количество разных пятен значимости, в которых состояние субъекта отличается от его общего состояния, определяемого комплексной картиной его состояний.

 

Движение в пространстве или самого субъекта, или воспринимаемых массовых объектов приводило к тому, что на фоновой картине отражаемые пятна значимости изменял свою форму и положение. Это вызывало изменения состояния субъекта в месте восприятия такого пятна значимости. То есть, изменением образа воспринимаемого массового объекта на фоновой картине может быть вызвано изменением расстояния от субъекта до этого массового объекта.

 

Поскольку образ препятствия формировался на основе актов столкновения тела субъекта с этим препятствием, то в банке знаний субъекта зафиксирована связь между изменениями воспринимаемого образа препятствия и временем ожидания момента столкновения с ним. Такие же знания о времени ожидания формируются, например, у хищника при его погоне за жертвой. В этом случае у хищника формируются «понимание» того, что с момента начала охоты до момента достижения состояние комфорта пройдет определенное время ожидания. Поэтому у субъекта при восприятии отдаленного объекта значимости формируются структуры, способные отражать длительность времени ожидания до момента контакта с объектом значимости. Это же относится и к восприятию препятствия, поскольку сначала нужно добраться до него, что требует определенного времени, и только после этого препятствие может быть преодолено.

 

Таким образом, в процессе жизнедеятельности организма комплексная картина состояний дополняется временем ожидания. При этом в момент восприятии отдаленного объекта значимости в отражающих структурах возникает определенная картина состояний. При уменьшении расстояния до объекта значимости эта картина меняется. И скорость ее изменения связывается с временем ожидания состояния комфорта.  В результате комплексная картина состояний обогащается временным измерением. То есть, воспринимаемая субъектом фоновая картина начинает отражаться, как трехмерная. Каждое пятно значимости оказывается носителем времени ожидания контакта с ним. Если на этой комплексной картине состояний нет опасного объекта, то она имеет вид трехмерного фона штатных состояний субъекта.

 

Отметим, что именно такое восприятие пространства человеком определяет вид записи физических законов и соотношений. То есть, запись физических законов определяется тем, как человек отражает размерность окружающего его пространства.

 

Здесь можно вспомнить зарождение способности к отражению пространства в онтогенезе ребенка. Вспомним отражаемое младенцем малое пространство капсулы. Это позволяет предположить, что до момента восприятия малого пространства капсулы ребенок отражал состояние своих воспринимающих структур только в объеме своего тела. Пространство вокруг тела никак не отражалось. Капсула, фактически, определялась объемом тела ребенка, а фоновая картина совпадала с поверхностью его тела. То есть, фоновой картиной состояний ребенка была поверхность его тела, подверженная воздействиям со стороны полевой материи Вселенной. Сначала фоновая картина, определяемая поверхностью тела младенца, была практически двумерна, и только постепенно она стала приобретать третье измерение, переходя в состояния малой капсулы состояний ребенка, окружающей его тело. При этом содержание фоновой картины, в основном, продолжает определяться состоянием отражающих структур младенца, лежащих на поверхности его тела.

 

Информация о состоянии внешнего пространства сначала поступает на поверхностные отражающие структуры субъекта. Но эта информация, влияя на состояние структур, лежащих на поверхности тела человека, влияет и на изменение всех остальных структур в объеме его тела, что приводит к изменению всей комплексной картины состояний субъекта. Поэтому при восприятии внешнего пространства комплексная картина состояний субъекта определяется состоянием всех его структур.

 

Характер отражения фоновой картины меняется в зависимости от ситуации, в какую попадает субъект. В условиях отсутствия стрессовой ситуации у субъекта нет необходимости в отражении факта существования окружающего мира, а, следовательно, и фоновой картины своих состояний. То есть, есть состояние субъекта, который существует, но место этого существования для субъекта, как бы, не имеет значения. То, что воспринимается отражающими структурами субъекта на фоновой картине его состояний, как бы, никакого отношения к самому субъекту не имеет. То есть, фоновая картина существует сама по себе, и также независимо существует субъект. В принципе, для взрослого человека так оно и есть, все происходящее в мире в малой степени волнует человека или зависит от его желаний.

 

Но ситуация меняется в момент появления объекта, являющегося носителем стресса для субъекта. Это либо объект питания, либо объект опасности (Проблемы полового поведения мы не затрагиваем из-за отсутствия времени). При максимальном стрессе в момент восприятия объекта опасности вся комплексная картина внутреннего состояния субъекта становится носителем единого стрессового предгибельного состояния субъекта. Внезапное изменение состояния всех структур организма в объеме его тела в комплексе является для субъекта информацией об опасности, что и определяет характер реакции организма на стрессовое воздействие. Таким образом, вовлечение всех структур субъекта в процесс реагирования позволял организму избегать гибели, что и создавало условия для дальнейшей эволюции живых организмов. Таким образом, на рассматриваемом этапе филогенеза субъект отражает, как бы, две различные сущности. Картина внешнего мира существует, как бы, сама по себе, внутреннее состояние субъекта проявляет себя максимальным стрессом в момент восприятия объекта стрессовой значимости.

 

И нас интересует, когда в филогенезе зарождается способность субъекта воспринимать источник своего стрессового состояния, как конкретный объект, существующий во внешнем пространстве.